Знакомство с лошадью Данила Галицкого и другие хитрости тренировки рыцарских коней
Именно из столицы Галичины
восемь лет назад началась мода на кареты
и "европейские" упряжи (экипажи,
запряженные двумя или четырьмя лошадьми).
Лошади львовского каретного двора и в
кино снимаются, и туристов катают, а
также участвуют в рыцарских боях.
Доспехи для рыцарского
коня
"Как известно из истории,
когда-то
рыцари сражались на лошадях, - рассказывает
Валентина Банас, владелица каретного
двора. - Но украинские реконструкторы
до сих пор
бои на лошадях еще не практиковали. Мы
только начинаем работать в этом
направлении и, надеюсь, скоро сможем
идеально воспроизвести такие
соревнования".
Научить лошадь не бояться и
слушаться всадника во время хоть и не
настоящих, но все же баталий - не такая
уж простая вещь. Для этого лошадей
тренируют сначала опытные наездники,
а потом их седлают рыцари и они вместе
учатся. Активнее в "конных сражениях"
принимают участие опытные реконструкторы
из львовского клуба "Чорна Галич",
которые активно включились в воплощение
идеи.
"На одной из тренировок
мы учились на лошадях рассекать мечом
капусту или тыкву, - рассказывает
Валентина. - Это только в фильмах кажется,
что все так просто, когда всадник
разрубает что-то на
скорости. На самом деле
надо иметь хорошо тренированного коня
и незаурядное мастерство".
"Тренируемся мы каждый
день, - рассказывает Ярема Иванцив из
клуба "Черная Галич". - Стараемся
не пропускать тренировок, исключения
- только выезды на рыцарские состязания.
Помимо работы с мечом, мы еще учимся
сразу и конной езде. Лошадь
очень просто нечаянно травмировать,
поэтому следует быть крайне осторожным.
Кроме того, после травмы лошадь перестанет
доверять всаднику, и вся работа пойдет
насмарку".
Один из основных видов
вооружения средневекового всадника -
это копье, с помощью которого можно
было выбить противника из седла или
пробить насквозь вместе с доспехами.
Как рассказывает Ярема Иванцив, чтобы
научиться этому, они тренируются так:
верхи нанизывают копьем кольца,
подвешенного к стойке. Еще одно упражнение
- поднимают различные предметы с земли
также верхом. Во время удара копьем на
руку и больше всего на
кисть всадника идет очень большая
нагрузка, поэтому специальная физическая
подготовка очень важна. Отдельная тема
- снаряжение. Для таких поединков оно
требует хорошей подгонки и качества,
чтобы доспехи выдерживали сильные
удары, но одновременно не ограничивали
движений.
Зрелищное действо требует
сноровки и от животных. Лишь доспехи
весят более 30 килограммов, а добавьте
еще вес самого рыцаря и всю амуницию,
которая для турниров должна быть
особенной.
"Поэтому и лошади должны
быть крепкие, крупные, спокойные и
выносливые, - продолжает Валентина
Банас. - У нас все лошади породистые, но
обычно работаем с эстонской породой,
торийской. Они отвечают всем нашим
требованиям. Во-первых, торийци - очень
сильные. Такое качество становится
полезным, когда лошади тянут карету.
Кроме того, мы обучаем верховой езде,
и в этом случае лучше учиться на лошадях,
которые имеют массивную спину. К тому
же наши животные - флегмата. В отличие
от спортивных пород, которые боятся
любого лишнего шороха, они прекрасно
себя чувствуют в городе, среди машин и
беготни".
Первый
рыцарский
спектакль представили львовским
зрителям совсем недавно. Но после
выступления организаторы нашли множество
недоработок, которые еще надо исправить.
Например, в одной из частей представления
рыцари верхом несутся навстречу друг
другу с выставленными вперед копьями.
Побеждает тот рыцарь, который собьет
противника. Нанести серьезный ущерб
всаднику таким копьем невозможно,
потому что рыцари
имеют защитные доспехи, а вот лошадь
может пострадать. Поэтому в клубе сейчас
работают над тем, чтобы изготовить
защитную "одежду" для животных.
Чтобы во время соревнований ненароком
не выколоть животному глаза, шлем должен
быть железным. Но проблема в том, что
ничего подобного в Украине никто не
делал.
"Как смастерить такой
шлем, чтобы животному не трудно было
его носить, да еще и чтобы лошадь мог
видеть? - вздыхает
Валентина. - Перепробовали уже множество
вариантов. Сейчас наш кузнец продолжает
мастерить лошадям такую защитную
маску".
Но шлем - не единственная
проблема. По всем правилам и историческими
справками, каждый рыцарский конь имел
накидку с гербом и цветами, которые
рассказывали о происхождении его
хозяина. Их каждому животному шили на
заказ из льна. Но после представления
выяснилось, что они не подходят, ведь
жмут животным.
К слову, каждый элемент
амуниции на лошади для рыцарского
турнира продумывают до мелочей. "Вот
это уздечки, - показывает Валентина на
десяток черных и тяжелых упряжи. - Все
они изготовлены из кожи, даже сшитые
кожаными нитками. Другие лошади будут
натирать. Мы их искали по всей Европе".
Чуть выше висит "рыцарское"
седло. Оно очень мощное со специальными
укрепленными подставками под ноги. Для
турниров используют только амуницию,
которая "в бою не подведет". Понятно,
что обходится она недешево - одно
седло, которое также приходится искать
в соседней Европе, стоит 900 евро.
Красавицы в
сене
Владелица каретного двора
все свои идеи испытывает сам. Женщина,
которая на последних месяцах беременности
еще недавно тренировалась вместе с
рыцарями, лично следит о благосостоянии
своих воспитанников и управляет
экипажами. Во Львове она - единственная
женщина-кучер.
"Больше всего я люблю
работать с кобылами, - улыбается
Валентина. - Они - спокойные. На кучера
я училась долго, сначала в Венгрии и
еще полгода - в Великобритании. Главное
в работе - уверенность. Лошади чувствуют
страх кучера, поэтому надо быть совершенно
спокойным. Кроме уверенности, надо быть
еще и очень внимательным, ведь править
лошадьми в центре города среди
автомобилей, светофоров и пешеходов,
которые перебегают дорогу, где им
заблагорассудится, это не то же самое,
что управлять авто. В машине нажимаешь
на тормоз и все, а попробуй успокоить
его, когда кто-то из нетрезвых прохожих
пытается его зацепить".
Сейчас в Каретном дворе
тридцать лошадей, и чтобы показать, как
им живется, владелица ведет корреспондента
в конюшне. Несколько мужчин как
раз разгружают только
привезенное сено.
"Вот наши красавицы, - мягко
говорит Валентина, открывая засов. -
Ну, девочка, повернись". И "девочка"
обретается.
Ухоженная кобыла коричневого окраса
с добрыми
глазами и подстриженной гривой обнюхивает
гостей.
"Она ждет, что ее сейчас
кормить будут, - улыбается хозяйка. -
Уже, кстати, время, сейчас сено разносить.
Их кормят пять раз в день. Это только
кажется, что часто. К примеру, лошадей
спортивных пород кормят каждые два
часа маленькими порциями - чтобы у них
живот не рос".
Также за животными постоянно
следит ветеринар, а еще - дважды в месяц
всем лошадям меняют подковы.
"Торийци - тяжелые, кроме
того, они быстро стирают подковы об
львовскую мостовую, - объясняет Валентина.
- По ней очень трудно ходить, поэтому
все подковы имеют шипы, чтобы животному
было легче идти".
На этих словах подходим к
следующей кобыле.
Белая от копыта и до кончиков гривы
(настоящий альбинос!) Кобыла Хартия -
легенда Львова. Она ежегодно на фестивале
Львова везет Даниила Галицкого. "Это
уже стало традицией, - говорит хозяйка.
- Ежегодно один и тот же актер и наша
Хартия. Кстати, на памятнике король
Данило изображен верхом на коне, хотя
по историческим справкам король ездил
на кобыле. Историки до сих пор об этом
напоминают скульпторам".
Многие здешние
кони "делают
актерскую карьеру". В фильмах: "Андрей
Шептицкий", "Маэстро Березовский",
"Возвращение мушкетеров", рекламах
(почти все из них - о пиве) и клипах
музыкальных исполнителей - в кадре
лошади именно львовского каретного
двора.
На них еще
бароны ездили
Сразу за конюшней расположены
гаражи, где ждут своего выхода шесть
старинных карет. Все они с XVIII, XIX веков,
и попали во Львов из Германии, Будапешта
или Вены. Одна из них весит более тонны,
остальные
- от 800 до 900 килограммов. Сделанные из
ореха, осоки или дуба. Стоят они также
недешево - от восьми до девяти тысяч
долларов. А вот стоит гордость каретного
двора - закрытый экипаж синего цвета с
антикварными окнами. Изготовлены они
из немецкого дореволюционного хрусталя.
Ухаживать за ними - крайне
хлопотное дело.
"Все капюшоны карет
сделанные из кожи, - продолжает Валентина.
- Дождь, солнце, пыль - все вредно. Всякий
раз надо
смазывать специальным гелем, увлажнять
кожу и защищать
от дождя. А еще ходовая, полностью
сделанная из железа. В свое время кузнецы
выковывали эту ленту из толстой трубы
вручную. Сейчас сделать что-то подобное
просто нереально, мы уже пробовали в
разных мастеров. Даже колеса надо
заказывать за рубежом. К примеру,
последний раз, когда карета вернулась
со съемок очередного фильма в
Каменец-Подольском, сломалось колесо.
Пришлось заказывать новое в Польше, и
обошлось оно в 400 евро".