Головна » 2012»Липень»30 » Художественные "битвы" во Львове после смерти Возницкого
12:20
Художественные "битвы" во Львове после смерти Возницкого
Представители
художественного Львова считают
недопустимым, чтобы уникальные картины
Мартина Альтомонте "Битва под Веной"
и "Битва под забором" экспонировались
в римо-католическом костеле в Жовкве,
как просит Польша. Художники заявляют,
что наибольшие по размерам батальные
картины должны быть выставленными в
Олеско и Золочевском замках.
В ХVII веке король Ян III Собеский пригласил
итальянского живописца Мартина
Альтомонте, чтобы тот украсил Жовковский
костел Святого Лаврентия большими
батальными полотнами, чтобы прославить
королевскую победу и прадеда Станислава
Жовковского.
Альтомонте нарисовал полотно "Битва
под Веной" размером 8 на 7 метров и
наибольшую батальную картину, 9 на 8
метров, "Битву под забором". Местные
жители с интересом наблюдали за работой
художника, а войско Собеского инсценировали
битву, чтобы художник понял, как она
выглядит.
Более трех веков полотна, которые, по
определению искусствоведов, не имеют
себе равных в Европе, были в Жовковском
костеле. Условия для хранения были
неподобающие, и картины в XIX и ХХ веках
трижды реставрировали. Но не столько
условия хранения нанесли ущерб полотнам,
как советская власть, устроив в костеле
склады. Годами храм был без окон.
Возницкий вернул картинам
жизнь
В начале 1970-х годов директор
Львовской галереи искусств Борис
Возницкий нашел уникальные произведения.
Уже в 1975 году, после реставрации, "Битва
под Веной" экспонировалась в Олеском
замке, но лишь отчасти. Ибо не хватало
площади для полной экспозиции, поэтому
часть картины была скручена. В 2006 году
началось спасение полотна Альтомонте
"Битва под забором".
Однако украинская власть не выделяла
деньги на реставрацию, а потому Польша
предложила совместный проект европейскими
средствами. Украинские и польские
реставраторы почти четыре года работали
одной командой в Варшаве над спасением
картин Альтомонте. Эта работа стоила
миллион евро.
Сейчас отреставрированные картины
скрученные в валиках в Олеском замке.
Недавно Польша попросила Министерство
культуры Украины вернуть эти полотна
на их историческое место - в Жовковский
костел, обещая создать все надлежащие
условия хранения картин.
Просьба польской стороны вызвало
большой скандал в художественной среде
Львова. Началась уже современная "битва"
за полотна. Художники запротестовали
и заявляют, что будут отстаивать замысел
покойного директора галереи Бориса
Возницкого: разместить полотна в
Олесском и Золочевском замках.
Дочь известного искусствоведа,
реставратор Лариса Возницкая отметила
Радио Свобода, что последняя воля отца
была оставить картины в государственном
учреждении, а не экспонировать их в
костеле.
"В Олеском замка создано место для
размещения полотна" Битва под Веной".
Картина есть в замке, скручена. Мы можем
ее вывесить. Костел не имеет сегодня
никаких условий для сохранения картин
", - уверяет Лариса Возницкая.
Художники убеждены: если отдадут две
картины в костел, то это даст толчок
для "разбазаривания" наследия.
Они также опасаются, что полотна
Альтомонте могут даже вывезти в Польшу.
Польша обещает надлежащее
хранение картин
Представители польской
делегации объяснили, что выполнили
условия соглашения: вернули
отреставрированные картины львовской
галерее. Сейчас для Польши важно, чтобы
эти полотна экспонировались и люди их
видели. Но украинская сторона не создала
технических возможностей для экспозиции.
Потому нужен надлежащий температурный
режим в помещении, охрана, страховка.
На такие расходы деньги в украинском
бюджете не предусмотрены.
Директор департамента культурного
наследия Польши Яцек Миллер отметил,
что дальнейшую судьбу картин определит
только львовская община.
"Для нас важно, чтобы эти полотна не
были в валиках, ибо тогда работа польских
и украинских реставраторов будет
напрасной. Ведь это свежая реставрация,
и картины должны быть открыты для
осмотра ", - подчеркнул Яцек Миллер.
Если картины будут показаны в их
историческом месте в костеле, то Польша
возьмет на себя финансовые расходы.
Общество Жовквы заинтересована, чтобы
известные картины хранились в его
городе, где можно было бы создать музей
батальных полотен, который мог бы быть
подчинен галереи искусств. Это бы
привлекло большее количество туристов.
Картин из фондов не будут
изымать
Министр культуры Михаил
Кулиняк, который специально приехал в
Жовкву и Львов, чтобы встретиться с
польской делегацией и львовскими
художниками, заверил, что даже если
картины экспонировались бы в костеле,
никто из фондов галереи искусств их не
удалит.
"Никто сегодня не имел никаких
намерений принимать какие-то конкретные
решения по полотнам. Я приехал только
изучить этот вопрос в ответ на обращение
Министерства культуры Польши. Услышал
разные мнения, от полного неприятия
обращение польской стороны и предложения
поиска конструктивного решения ", -
говорит министр.
Во время совместной встречи было решено
создать украинскую-польскую комиссию,
чтобы специалисты сделали свой вывод
относительно условий хранения полотен
в Олесском и Золочевском замках и в
костеле в Жовкве. В конце июня во Львове
состоится заседание Музейного совета,
на котором примут решение о судьбе
картин Альтомонте.
Все эти баталии вокруг картин разгорелись
вскоре после смерти Бориса Возницкого,
который погиб 23 мая, а также интриг,
связанных с назначением нового директора
львовской галереи искусств. Сейчас
пороги Администрации Президента и
Министерства культуры обивают
многочисленные просители за руководящим
местом.